понедельник, 29 августа 2011 г.

Узнай свой предел : Слепое пятно

Итак, публикую обещанное себе, продолжение серии постов о несовершенстве ограниченности человеческих органов восприятия. В предыдущем посте "Узнай свой предел: Слух" Я писал о измерении реального диапазона слышимости. Сегодня речь пойдет о зрении, а конкретно о слепом пятне.



"Слепо́е пятно́ (оптический диск) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна ..."

Картинок помогающих обнаружить наличие слепого пятна - много, а вот программу, которая помогает определить его реальные размеры Я нашел абсолютно случайно.

Около месяца назад вышел на страничку со сборником оптических иллюзий,
к счастью она содержала ссылку на сайт японского профессора Akiyoshi KITAOKA, (Professor, Department of Psychology, Ritsumeikan University, Kyoto, Japan).

Среди них была обнаружена ссылка на базу данных VISIOM, которая помимо файлов с примерами иллюзий содержала программу, помогающую определить область слепого пятна BlindSpot Checker

Как ею пользоваться:

Ставим монитор на расстояние 50 см
Голова по центру
Глаза на уровне воображаемой горизонтальной линии.
Закрываем правый глаз.
Смотрим левым глазом на зеленый квадрат.
Правый глаз закрыть не забыли?
Курсор можно перемещать кнопками NumPad-а (не забудьте включить NumLock - а то я долго тупил) пробелом можно ставить метки.

Помечая границу зоны Я получил такую карту для своего слепого пятна.


На мониторе это получилась шишка 7 см шириной и 8 сантиметров высотой.

И еще один важный и интересный момент.

Область внутри слепой зоны заполненна клетками. Кто заполняет ее?
Это делает мозг, он бессознательно реконструирует возможное содержимое,
фактически обманывая наше сознание. Видимо это делается для того, чтобы нам
было проще работать с объектами в пространстве.

Вот и доверяй всего этого глазам :)

Кому это может пригодится?

1) В первую очередь автомобилистам.
Зеркало заднего вида не должно быть в этой области. Можно попробовать перенести шишку на старые крупные очки и попробовать посмотреть по контуру, куда приходит эта область. Да - глаза двигаются, да - по информации со второго глаз мозг достроит изображение. Но на обработку этой информации уходит время, которого в критический момент может не быть.

2) Разработчикам интерфейсов и ПО
Скорее всего объекты расположенные в области слепого будут казаться менее четкими.
Хуже должны восприниматься трехмерные объекты.

3) Рекламщикам
Если баннер сразместить в слепом пятне правого глаза (не видима для левого полушария) она будет чаще проходить на бессознательный уровень, минуя критическое мышление левого полушария. Глаза конечно двигаются. Но есть же примерные шаблоны размещения текста. Например как в этом и остальных блоговых движках.

Т.е. реально при чтении текста который держим точно перед собой с расстояния полуметра, мы видим только сектор шириной 20 см. Все что размещено дальше воспринимается хуже. При увеличении расстояния, до рассматриваемой поверхности размеры областей расширяются. Но и абсолютные размеры пятна при этом тоже увеличиваются пропорционально.

Те кто еще не устал от обмана зрения и иллюзий, могут посмотреть на работы победителей конкурса "Best Illusions of the Year"

В следующей серии "Узнай свой предел: Периферийное зрение"

UPD: Картинка в начале топика взята с сайта jootix.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий