воскресенье, 11 сентября 2011 г.

Узнай свой предел: Память

Изначально Я хотел написать маленький пост, в котором хотел просто проверить на себе правило "7 плюс минус 2". Правило утверждает, что объем кратковременной памяти человека не превышает 7 элементов плюс минус 2. Но когда Я начал собирать материал, оказалось что есть более свежий взгляд на работу памяти.

Речь идет о "теории когнитивной нагрузки", Д.Свеллера (D.Sweller) основной постулат которой заключается в том что "... способность к запоминанию информации сильно зависит от формы подачи информации ..." (Я так и знал ! :))

Ученый пытается объяснить, почему запомнить 20-ти значное число без особых усилий может любой человек 1234-5678-9012-3456-7890, а такое же по длине число 1844-6744-0737-0955-1616 сложно. (Кстати если кто не узнал -это 2 в 64 степени)

Утверждается, что одновременно наша рабочая память может оперировать 3-4 несвязанными элементами. Но когда между этими элементами устанавливается связь объем памяти возрастает (аналогия -сжатие информации в компьютере).

Это кстати справедливо не только для запоминания последовательностей цифр. Во время тренировок визуальной памяти с помощью игры типа "Memory Matrix" предлагается объединять элементы в структуры(образы цифр, букв, квадратов и углов) и запоминать структуру и ее положению.
Отсюда можно сделать два важных вывода:

1) При тренировке памяти мы развиваем ту область, которая бессознательно ищет закономерности в подаваемой информации. Этот процесс может быть целиком вытеснен из сознания. Формируется путем регулярной тренировки.

2) Мы создаем искусственное правило для запоминания информации, например как это описано в статье на сайте BRAINTOOLS.RU.

Также из теория дает следующие рекомендации для представления информации:

1) Выделять схему запоминания информации в виде правила (мнемосхемы).
(Например Мы знаем, что слова с "жи", "ши" надо писать через "и". Проще всего запоминать не весь список этих слов, а в стихотворной форме дать правило "жи-ши пиши с "и")

2) Снизить число абстрактных примеров, увеличить число конкретных.
(Дети лучше всего решают мат.задачки, в которых им предлагают вычислить сколько пирожков в школьной столовой они могут купить на определенную сумму денег)

3) Снизить нагрузку за счет исключения необходимости объединять информацию из различных источников.
(Например на одной странице учебника дается иллюстрация объекта с указанными номерами частей. А на другой странице в тексте дается отдельное пояснение. Очевидно что лучше всего разместить их на одном листе и список частей поместить в легенде)

4) Исключить ненужную повторяемость.
( Решать в уме задачу "Полтора рыбака поймали полтора судака за полтора дня. Сколько судаков поймают 6 рыбаков за 6 дней?" гораздо сложнее чем "2 человека поймали 3 рыбы в течении 2 дней. Какой будет улов у 6 рыбаков если они будут ловить рыбу 6 дней." По сути задача одна.

5) Включать в текст аудио и видео информацию, только когда это существенно облегчает понимание.
Самый спорный момент данной теории. Согласно НЛП-шных концепций, для улучшения восприятия информации мы должны задействовать
все каналы восприятия человека (аудиальный, визуальный, кинестетический, и.т.п.). Так НЛП предполагается создать текст массового поражения, который так или иначе зацепит наиболее развитую модальность слушателя(читателя). Перегрузка его каналов в этом случае не страшна, более того - желательна, т.к. это снизит критический порог восприятия этой информации и внушение уйдет на уровень бессознательного. ОСИЛИЛИ?

Другими словами: Если Ваша цель при подаче информации загрузить читателя и внушить ему что Вы самый умный, хороший и красивый, то продолжайте делать презентации с кучей графиков картинок и спец. эффектов. Если Вы хотите чтобы люди Вас действительно поняли, убирайте всю эту мишуру нафиг и помните ...


Что еще можно почитать по-русски:
"DDR для головы. Или как устроена наша память" - Блог GTD на Хабре.
"Как грузить мозги по науке" - Статья на filolingvia.com
"О том как Стив Джобс делает презентации для Apple" - на Хабре.
"PowerPoint - ЗЛО" - qpart.ru

На английском материалов больше(но авторы видимо не очень понимают то о чем пишут, иначе писали бы понятнее):
Google по слову "cognitive load theory" Вам в помощь.

Титульная картинка: Постер к фильму "ПОМНИ" о человеке с расстройством долговременной памяти кстати классный фильм. MUST SEE!

Комментариев нет:

Отправить комментарий