суббота, 10 марта 2012 г.

Обратная сторона творчества

Тема функциональной асимметрии полушарий мозга, пожалуй самая интересная для меня тема. Давно хотелось написать пост, но не хватало какого-то фрагмента. Пару дней назад в обсуждениях сообщества поднялась тема стимуляции способностей человека и Я снова решил перечитать и переосмыслить материалы по теме.

Очень часто в статьях, когда заходит речь о стимуляции или тренировке способностей, в первую очередь подразумевают счет в уме(математические), память или скорость моторных реакций. Связано на мой взгляд это не с их практической нужностью, а с тем что их достаточно удобно измерять. Но мне кажется, что в современном обществе сейчас более востребованы несколько иные способности.

Ну посмотрите чем занимаются люди которые могут запоминать 50-100 значные числа или считать со скоростью компьютера. Я их в основном вижу в развлекательных передачах и шоу с фокусниками. Конечно может где и сидят глубоко шифруясь какие-то товарищи. Но факт что компьютеры этих людей сильно обгоняют если не по скорости, так по удобству работы и вводу информации.

На что компьютеры действительно пока не способны - так это на творчество и интуицию (или как говорят сейчас креатифф). И вот именно поиска и стимуляции отделов ответственных за творчество, мне кажется наиболее перспективным.

И первый кандидат на поиски - правое полушарие. Этому есть ряд предпосылок.
Роджер Сперри и Майкл Газзанига обследуя пациентов перенесших операцию по разделению полушарий головного мозга(комиссуротомию), обнаружили факт разницы восприятия действительности, различными полушариями.

В этой flash-игре Split Brain с сайта Nobelprize.org можно познакомится с сутью экспериментов Сперри.

Левое полушарие - более склонно к работе с "плоским", "абстрактным", "логическим", "формальным", "объективным"
Правое полушарие - показало тягу к "эмпирическому", "объемному", "образному", "эмоциональному", "субъективному".

Казалось бы что проще! Стимулируем правое полушарие и делаем из человека - "художника". Но тут есть серьезное препятствие - депрессия. В своих исследованиях российский физиолог и психиатр Деглин Владимир Львович проводил исследования воздействия ЭСТ(электро-судорожной терапии) на функции полушарий головного мозга. Одним из важнейших результатов этих исследований является факт того, что соотношение активности полушарий определяет эмоциональное состояние человека.

Процитирую наиболее интересные моменты из его статьи "Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека" . Более подробно с методами и результатами экспериментов можно познакомится в книге "Лекции о функциональной асимметрии мозга человека" (желающие могут найти ее на RUTRACKER-е в разделе Книги и журналы » Гуманитарные науки » Психология).

Наши наблюдения показали, что односторонний электрошок угнетает не весь мозг, а только то полушарие, над которым располагались электроды. Второе полушарие остается активным. Несколько схематизируя, можно сказать, что после одностороннего шока человек чувствует, действует и мыслит только одним активным полушарием. Электроэнцефалограммы, записанные после шоков, показывают поразительную картину — одно полушарие "спит", а другое активно, оно "бодрствует".

Первая и главная особенность «левополушарного» человека — у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие — речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены — словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена — он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом.

Одним из самых поразительных изменений психического состояния «левополушарного» человека сказался сдвиг в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, он становится мягче, приветливее, веселее. Особенно разителен этот сдвиг у больных с депрессией, то есть с патологически сниженным настроением. В «левополушарном» состоянии исчезает свойственная этим больным мрачность и подавленность; сосредоточенность на болезненных переживаниях сменяется интересом к темам, не связанным с болезнью; появляется оптимистическая оценка собственной ситуации, вера в выздоровление, будущее рисуется обнадеживающим, на лице начинает играть улыбка, появляется склонность к шуткам.


Возможно это объясняет тот факт что многие гениальные художники и писатели страдали приступами депрессии.

Ну хорошо, тогда если нельзя сделать человека более творческим, тогда можно сделать его более счастливым, стимулируя его "левое" полушарие. Например это можно сделать используя Диазепам, или антидепрессант Имипрамин. Но и тут есть проблема - "левополушарный" человек более внушаем и менее критичен к окружающей действительности.(см. Лекция №8. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ХИМЕРЫ СОЗНАНИЯ)

Хотя если смотреть с другой стороны "левополушарный" человек - идеальный гражданин современного общества потребления - с оптимизмом смотрит в будущее, легко и много покупает в кредит, и верит всему что говорят по телевизору.
"Но, две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела."

Гете. «Фауст»
(перевод Б.Пастернака)

Комментариев нет:

Отправить комментарий